679
Почему Господа нашего Иисуса Христа называют Сыном Человеческим? Как надолго сохранить в себе благодать после Святого Причастия? Как правильно воспитать своих детей? Об этом шла речь на одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Лука (Ауле).
–Почему в Священном Писании Иисуса Христа называют Сыном Человеческим?
– Иисуса Христа называют Сыном Человеческим, потому что Господь пришел на землю, воплотился и стал таким же человеком, как и мы с вами. Единственное Его отличие от нас заключалось в том, что в Нем не было греха. Он был зачат от Духа Свята, и поэтому первородный грех Его не коснулся. Отсюда следует, что Господь не мог умереть, Он мог жить вечно. Когда же Он умер на Кресте, то претерпел эту смерть добровольно. Он отдал Свою душу за род человеческий, чтобы спасти всех нас и привести в познание истины и в соединение с Собой в Духе Святом.
– Мы знаем, что Господь пришел спасти нас. Такой план был изначально?
– Почему Господь пришел в мир? То, что Господь в целом задумал о мире, достойно не просто восхищения: мы не перестаем радоваться, веселиться и славить Бога Творца во веки веков. Господь сотворил мир духовный и мир материальный, объединением которых и венцом творений стал созданный Господом человек по образу и подобию Своему (см.: Быт. 1: 27). Человек стал объединением микро- и макрокосмоса, потому что в человеке объединяются мир духовный – душа и мир физический – наша материальная вселенная, и поэтому человек является венцом всех творений Божиих – прекрасных и бесконечных. Ведь мир духовный и мир физический бесконечны. Мысль об этом часто даже не укладывается в нашем понимании. Когда Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, то в Его Промысле заключалось его творение – Господь должен был прийти на землю и воплотиться. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит об этом: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Воплотившийся Господь Иисус Христос есть Богочеловек – Бог и человек, то есть Он был, как мы с вами, таким же человеком. Единственное – в Нем не было греха. И в Боге, в Его человеческом естестве, и в Нем Самом был и Сам Бог во Второй Ипостаси, то есть Бог Иисус Христос. Бог Сын воплотился, вочеловечился, то есть Бог Сын принял на Себя плоть. И Он был в двух естествах – в Божественном и в человеческом.
И мы, имея Крещение как великую возможность спасения наших душ, тоже имеем эту радость и возможность иметь тело, как люди, и соединиться душами в Духе Святом, как в Боге. Мы, соединяясь с Богом, становимся подобными Ему. Отсюда – и преподобные: мы тоже становимся, как Иисус Христос, как в Нем – Бог и человек. Мы, люди по своему естеству, уже в физическом теле соединимся с Богом в Духе Святом, если сподобит нас Бог, и тоже будем пребывать с Богом – так Бог сотворяет подобное Себе.
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Бог пришел на землю и воплотился, став человеком, чтобы человек через Бога, через Его спасительные заслуги и страдания, стал Богом во Иисусе Христе, соединившись с Ним в Духе Святом. Это Бог уготовал любящим Его, тем, кто следует Его святым заповедям, блюдет все то, чему учит Святая Православная Церковь: постам, молитвам – это есть послушание. Через послушание человек исправляет свою поврежденную волю и свое падшее естество, тем самым становясь обителью Духа Святого, Который входит в послушное и смиренное сердце. Все очень серьезно: необходимо послушание Святой Церкви. Ведь постом и молитвой род лукавый изгоняется из человека. Божественная благодать изливается на нас, чтобы мы покаялись перед Господом во грехах. А апостол Петр, трижды отрекшийся от Господа, всю жизнь потом плакал об этом и сильно раскаивался в совершенном. Но он нашел в себе силы, воззвал к Богу и покаялся. Бог принял покаяние Петра и не только не отверг его, но и сделал первоверховным апостолом, как и Павла.
– Правда ли, что для стяжания настоящей духовности необходимо отказаться от мяса, рыбы и яиц?
– Вспомним пример преподобной Марии Египетской, которая была пустынницей и достигла великих духовных вершин. Она взяла у преподобного аввы Зосимы всего три маленьких зерна и сказала, что этого ей будет достаточно. Действительно, если человек восходит в степень совершенства и соединения с Богом в Духе Святом, то Дух Святой питает не только его душу, но и через душу просвещает все тело, и тело становится иным, приобретает совершенно другие свойства.
Господь Воскресший, когда явился Своим ученикам, ел рыбу и мед. Он сказал: «Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39). А между тем Он прошел сквозь стену. Его тело стало обновленным. И мы будем иметь такие тела, может быть, кто-то сподобится иметь их уже при жизни. Когда наши тела буду освящены Духом Святым, они изменят свои свойства. Почему мощи святых остаются нетленными? Потому что в них почивает Сам Дух Святой. Мощи не только не разлагаются, но еще и благоухают.
Когда наши тела буду освящены Духом Святым, они изменят свои свойства
Когда я был на Афоне и подошел к престолу, под которым по традиции находятся мощи святых, то почувствовал благоухание. Я спросил у братии: «Что так благоухает у вас?» Они ответили, что это благоухают мощевики, мощи святых. Итак, подвижникам лучше воздержаться от мяса, рыбы и яиц. Вы помните слова Спасителя: «Если хочешь спастись – исполни заповеди, а если хочешь быть совершенным – раздай имение свое и следуй за Мной» (см.: Мф. 19: 16–21).
– Можно ли в день престольного праздника в храме делать земные поклоны?
– В престольный праздник земные поклоны отменяются. Это мы принимаем как послушание, которое нужно любить. Иначе человек может впасть в прелесть о себе, а прелесть лишает нас благодати Божией.
– Нужно ли делать земной поклон, когда священники совершают его в алтаре во время Литургии?
– Священники не всегда совершают земной поклон в алтаре. Например, в Светлую седмицу и до Пятидесятницы священники вообще не делают перед престолом земных поклонов. Это устав, и мы его не нарушаем. Если вы видите, как священник совершает земной поклон, тоже совершайте его, если на то есть ваше желание.
Священник, когда совершает Божественной благодатью Литургию, является прообразом Христа. По сути – в нем Христос, Который творит его руками литургию. Священник – просто избранник Божий, которого Господь избрал из людей и доверил ему святыню. На священнике лежит во сто крат больше ответственности, чем на простом человеке, ведь он предстоит пред Богом и отвечает за ту благодать, которая дана ему. Он должен нести эту благодать с достоинством, поэтому, когда священник делает земной поклон, то такой же поклон можете совершить и вы.
– Что делать, если 18-летняя дочь обманывает, совершает грехи, не слушается?
– Пусть этот человек, отец или мама, на утренних молитвах с благоговением просит Господа в молитве о детях исправить ситуацию. Святые отцы составили молитву, и родители должны внимательно читать ее, вдумываться в слова молитвы, пропускать их через свое сердце. И я думаю, что изменение в поведении чада точно произойдет, потому что то, чего не можем мы, может Бог.
– В школе дети часто кричат, ругаются матом. Что можно сделать с этим?
– Такое поведение детей зависит от многого: от руководства школы, от воспитания родителей, социальной среды. Ребенок – это отображение родителей. Если родители ругаются, будет ругаться и ребенок. Если ребенок растет в асоциальной семье, где постоянно общаются нецензурными словами, он будет копировать такое поведение и учить этому окружающих его детей. Руководство школы, завучи, преподаватели должны ввести хотя бы небольшое наказание за сквернословие, тогда, возможно, дети воздерживались бы от крика и мата. Пресечь это зло необходимо разумным наказанием. Ведь смысл не в том, чтобы наказать, а в том, чтобы ребенок исправился.
Смысл не в том, чтобы наказать, а в том, чтобы ребенок исправился
Епитимья прежде всего служит тому, чтобы помочь человеку исправиться. Наказание тогда становится исцелением, радостью.
Так в храме кающийся человек радуется, что трудится для Бога, что Бог принял его труд как покаяние. И естественно, что Бог прощает его. И взрослые, и дети еще должны помнить, что если духовник не дает епитимью, то ее даст Господь, а Господь дает епитимьи намного тяжелее, чем духовник, во много раз страшнее для наказания и вразумления человека. Поэтому, когда духовник дает епитимью с рассуждением, – это милость Божия, лишь бы человек не противился, не возмущался, а со смирением принял эту епитимью и понес ее.
– Как сохранить благодать после Причастия?
– Это целая наука. Святые очень хранили Святые Дары, Святое Причастие: они в этот день не только не разговаривали, но и не думали ни о чем, постоянно читали молитву, славословя Бога: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе!» Эту молитву они читали постоянно и в ней жили, чтобы не рассеиваться умом.
Если ты хочешь сохранить духовные дары, то беги от мира. Ведь нам стоит только достать телефон, и всё: ты увлекся, углубился, почитал – и состояние не то, какое было. Нет его!
Если вы хотите хранить благодать, надо бежать от мира: не вести пустых и праздных бесед, не смотреть суетные передачи, не обсуждать увиденное и тому подобное. Это праздность этого мира. Как только приобщаешься этого мира, приобщаешься всей этой праздности и теряешь благодать Святого Духа.
Иеромонах Лука (Ауле)