Воскресения Великого поста

Московская Сретенская  Духовная Академия

Воскресения Великого поста

1369



Какова цель Великого поста? Как великопостное время помогает нам подготовиться к Пасхе? Об этом рассказал епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий (Трейдер). 

Цель святой Четыредесятницы, или, как сказал бы святитель Афанасий Великий, святых и славных 40 дней, состоит в том, чтобы мы постились и молились, как Христос в пустыне, и, проходя через искушения, обращались к Священному Писанию и святым отцам за руководством. Священномученик Игнатий Богоносец пишет, что в посте мы подражаем образу жизни Христа. Преподобный Иоанн Дамаскин называет пост «десятиной года». Это такое время, когда через труды покаяния мы должны соединиться со Христом. 

Святитель Иоанн Златоуст называет Великий пост духовной крещенской купелью. Цель Великого поста состоит в том, чтобы подготовить себя к Святой Пасхе, к принятию Агнца Божия в благословенную пасхальную ночь. И принять Его настолько достойно, насколько это только возможно. А это означает, что до этого мы отдали Христу столько, сколько могли.

На мой взгляд, самые важные воскресенья Великого поста на самом деле происходят не во время поста, а вне его. Это три воскресенья подготовительных недель, когда мы учимся смирению, покаянию и любви. Все мы мытари, нуждающиеся в смирении. Мы все блудные дети, нуждающиеся в покаянии. И все мы однажды предстанем перед справедливым Судией. Эти три темы, которые предлагает нам Церковь, помогают на великопостном пути и ведут к нашему освящению.

Цель Великого поста состоит в том, чтобы подготовить себя к Святой Пасхе, к принятию Агнца Божия в благословенную пасхальную ночь

Конечно, Страстная неделя и Пасха – это самое главное событие нашей христианской веры. Это самое важное время, самое святое время в году. Чтобы подготовиться к пасхальной тайне, нам нужно по-настоящему заглянуть внутрь себя, нужно покаяться. Ко всему важному всегда готовятся. Это как в легкой атлетике – постоянные тренировки. И Великий пост – это тренировка, которая необходима для того, чтобы мы могли получить от Страстной недели максимум возможного, чтобы это время затронуло нас. Потому что если мы будем утеснять себя в пище и будем чувствовать голод, то это позволит нам понять жажду нашего Господа на Кресте. Постараемся быть добрыми и любящими людей, которые могут оскорбить нас, говорить о нас плохо; в этом нужно взять пример с нашего Господа. 

Думаю, что нам всем нужно поставить перед собой вопрос: что такое воскресенье для нас, христиан? На Горе Афон монахи всегда особенно радуются воскресенью и говорят, что в этот день над людьми – двойная благодать. Это день Господень, посвященный Его Воскресению, когда благодать Божия присутствует определенным образом. На Афоне это видно даже по лицам отцов. Во время Великого поста воскресенья также являются особыми днями для подвизающихся христиан.

Первое воскресенье Великого поста посвящено иконопочитанию. Большим утешением для нас является возможность просто пойти и помолиться перед иконой. Если мы слишком устали, чтобы делать что-то еще, мы всегда можем поклониться и приложиться к иконе, попросить молитв святого или Богородицы, упасть ниц перед иконой Христа. В Неделю Торжества Православия мы услышим, что нам не нужно бояться исповедовать истину. Через какие бы испытания мы ни прошли, победа уже достигнута.

В следующее воскресенье, в Неделю святителя Григория Паламы, великого поборника исихастской молитвы, мы получаем важный урок: Христос всегда с нами. Мы всегда можем Ему помолиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И это невероятное утешение как для монаха, так и для каждого христианина: знать, что Бог к нам невероятно близок. Святитель Григорий Палама молился Божией Матери: «Просвети тьму мою». И Матерь Божия просветит нашу тьму, если мы воззовем к Ней.

Третье воскресенье Великого поста – Неделя Крестопоклонная. Мы как будто находимся под сенью Креста в это воскресенье. Через спасительные страдания Христовы крест для нас превратился в оружие мира, в источник великой силы. И мы знаем, что крестное знамение освящает все, что мы делаем, если мы совершим его прежде всякого дела. Это воскресенье воодушевляет нас. 

Через спасительные страдания Христовы крест для нас превратился в оружие мира, в источник великой силы

Следующее за ним воскресенье – Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Нас учат, что есть лестница добродетелей, ведущая на небо. И такие же люди, как и мы с вами, поднимались по ней и достигали таких вершин, о которых они даже не мечтали. Святой Иоанн Лествичник обладал обширными знаниями о людях и их слабостях, о том, как страсти могут по-разному влиять на нас. Но тем не менее со всем этим можно справиться. Через все это можно пройти со смирением, покаянием и любовью. Мы действительно можем подняться по всем ступеням этой лестницы, которые описаны в сей поистине чудесной книге.

Следующее воскресенье, конечно же, – Неделя преподобной Марии Египетской. На ее примере мы видим, что ничто из содеяннного нами не может помешать нам покаяться, обратиться ко Христу и начать вести богоугодную жизнь. Так что напоследок, в конце великопостных недель, Святая Церковь повествует нам о бывшей блуднице, которая через свое покаяние, любовь к Спасителю и смирение стала человеком великой чистоты и святости. Преподобный авва Зосима никогда не встречал подобной добродетели во всей Палестине. 

Если такое изменение было возможно для человека, полностью оказавшегося в греховных тисках, то тем паче многое возможно и для нас, если мы обратимся к нашему Спасителю.

Давайте на минутку задумается, что такое монашество? Монашество предполагает монашеский постриг, при котором человек принимает обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Однако в некотором смысле монашеские обеты являются повторением обетов Крещения, через которые человек собирается полностью соединиться со Христом. 

Многие святые отцы говорили, что духовная жизнь для всех одна. Не существует мирской духовности и монашеской духовности. Монашествующим легче вести духовную жизнь, нежели мирянам, это правда. Для монашествующих пост не будет проблемой, потому что им предоставляются только постные трапезы. Относительно молитвы – это тоже нетрудно, достаточно пойти на богослужение. Вот почему я верю, что мирянин, который постится и старается делать это хорошо, который старается выделить время для того, чтобы прийти на великопостные богослужения, побывать в воскресенье на литургии, будет иметь бóльшую награду и бóльшее благословение от Бога, чем монашествующие. 

У святого Григория Паламы есть одна прекрасная проповедь, где он разъясняет, каким образом можно отнести монашеские обеты к мирянам, это просто другой уровень. Вместо обета целомудрия миряне должны соблюдать верность в браке. Вместо того, чтобы жить без имущества, им нужно раздавать милостыню. Святой Иоанн Лествичник говорит об ангелах как об образце для подражания для монахов, а о монахах – как о таком образце для мирян. В Греции я знал мирян, которые обладали воистину великими добродетелями, а некоторые из них жили, как монахи. Конечно, я знал и монахов, которые называли себя немонашествующими монахами. Я считаю ошибкой смотреть на монахов как на нечто чужое для мирян. 

Монахи совершили трудный шаг, и этот шаг заключается в том, что они покинули мир. Да, это решение было трудным. Но дальше уже не совсем так… Если человек – хороший монах, то это счастливая жизнь. Это благословенная жизнь. Она беззаботна. У монаха есть свобода в молитве. Он имеет свободу не беспокоиться о финансах или о чем-либо еще. Он знает, что Бог позаботится о нем, и просто ищет единого на потребу. И в те моменты, когда он достигает этого, он уже в раю. 

Но этот рай так же открыт и для мирян. И все, что может сделать и чего достигнуть монах, может иметь и мирянин при соответствующем подвиге, при соответствующей любви ко Христу. Преподобная Мария Египетская была мирянкой, она не была монахиней. Это значит, что нет разделения между христианами, но есть единство, что очень важно. Монахи не отделены от мирян, мы идем, боремся и взираем на Христа все вместе. 

Монахи не отделены от мирян, мы идем, боремся и взираем на Христа все вместе

Но вернемся к теме поста. В это время мы можем обнаружить, что наш ум начинает больше блуждать, рассеиваться, и искушения кажутся более сильными. Мы можем стать раздражительными. Это все нас смиряет, если мы признаем, что мы – грешники, нуждающиеся в помощи Божией. Да, часто нужно приложить усилия, чтобы что-то сделать, потому что мы любим Христа. 

Помню то время, когда я был монахом на Афоне. Бдения у нас были буквально двенадцатичасовые. На них я иногда засыпал в стасидии даже стоя. И я пошел к своему настоятелю и сказал: 

– Отче, я так устаю, меня клонит в сон. Иногда во время богослужений мне хочется вернуться в келью и просто рухнуть на кровать. 

Он ответил: 

– Да, чадо. Но разве Христос не заслуживает того, чтобы ты потерпел усталость ради Него? 

И этого было достаточно и решило мою проблему. Да, будут искушения и трудности, но они того стоят, если это жертва ради Христа. Поэтому я призываю верующих не оставлять богослужений во время Великого поста, приходить на них. И не будем забывать о молитве преподобного Ефрема Сирина. Если ваши колени позволяют совершать земные поклоны, повторяйте эту молитву с поклонами несколько раз в день. Произносите ее с сердцем. Это имеет большую силу. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что одна светлая, добрая мысль имеет такую же силу, как целое афонское всенощное бдение. Эта молитва является прекрасным напоминанием о том, к чему мы стремимся в духовной жизни – к совлечению ветхого человека, дабы облечься в нового. 

Одна светлая, добрая мысль имеет такую же силу, как целое афонское всенощное бдение

Если же вы совершили какую-то оплошность, например, пропустили молитвенное правило или съели скоромное, принесите это на исповедь. Если мы совершили ошибку, нужно начать снова. Сколько раз мы падаем, столько раз и встаем. Важно сразу вставать и сильно не сокрушаться о своих промахах. С прошлым покончено. Что бы мы ни сделали, мы не можем этого изменить, но возможно изменить настоящее. Уже в настоящем мы в состоянии пребывать в общении с Богом и можем сказать: «Я вновь встану, как мытарь пред Богом, и, если я смирюсь, Он смилостивится надо мной». Смирение очень важно. Пост без смирения не принесет пользы. 

Бог невероятно щедр. Мы никогда не бываем так бесконечно щедры с другими, как Господь с нами. Поэтому, даже если вы просто произнесете молитву «Господи и Владыко живота моего...», это будет иметь силу. 

В Греции я знал одну женщину, которая из-за обстоятельств не могла регулярно ходить в церковь – ей не позволял муж. Но по воскресеньям она знала, когда будет происходить эпиклеза, становилась на колени у себя на кухне и плакала. Находясь вдали от церкви, она все равно освящалась. Поэтому освящение возможно для нас, даже если мы находимся далеко от церкви и не присутствуем на службах. 

Пост во времена ранней Церкви был очень важным и серьезным делом. По-гречески «пост» – «παθοκτόνος». Главный его принцип заключается в том, что он – убийца страстей, а не плоти. 

Думаю, если кого-то приглашают на обед, всегда уместно заранее сказать: «Я православный христианин и соблюдаю посты. И в качестве выражения моей любви ко Христу, моего послушания Церкви, я хочу отсекать свою волю даже в малом, чтобы и в великом я мог делать это для Бога». И люди это понимают. Так мы можем в наши дни свидетельствовать о своей вере.

Пост без смирения не принесет пользы

Наиболее строгим временем Великого поста является первая и Страстная недели. Это время величайшей духовной борьбы. Как духовник, я говорю людям: «Если у вас есть какие-то трудности в соблюдении поста, мы можем ослабить его, если нужно. Можно даже сильно ослабить его на какое-то время». Если вам трудно поститься, идите к духовнику, и он решит, где вам дать послабление. В этом смирение. Человек не нарушает пост, когда делает это по благословению духовника. 

Есть еще такая вещь современной жизни, как социальные сети. Я бы предложил воздерживаться от них на протяжении всей жизни. Важно научиться выключать телефон и обходиться без него, чтобы можно было сосредоточиться на молитве. Когда мы находимся в церкви, очень легко отвлечься на посторонние мысли. К этому теперь добавьте возможность взять телефон в руки. Это только усложняет борьбу. Таким образом, нужен цифровой и информационный пост. Конечно, в том случае, если мы действительно хотим позаботиться о своем духовном состоянии. 

Во время поста найдите время для чтения. Я посоветовал бы читать Псалтирь, еще и еще раз – Псалтирь. Для мирянина, думаю, прочитать эту книгу хотя бы один раз целиком за 40 дней не составит труда. Это примерно четыре псалма в день, если читать их только в будние дни. По словам святителя Иоанна Златоуста, поющие псалмы исполняются Духа Святого. Псалмопевец говорил о состоянии, когда рядом с нами – благодать Божия: «Богом моим прейду стену» (Пс. 17: 30). 

Но во всем христианам важно полагаться не столько на себя, сколько на Бога, на Его благодать и силу. Например, в борьбе со страстью гнева. Постарайтесь вспомнить о Боге, когда эта страсть вас обуревает. Если у нас на устах имя Господа Иисуса Христа, то с этой молитвой уже будет трудно говорить что-то в гневе или отдаться какой-нибудь другой страсти. 

Однажды монах на Афоне сказал мне: «Монахи не должны грешить, но мы об этом забываем». Да, это правда. Мы совершаем богослужения, а потом согрешаем. Но на это надо сказать: «Да, я все еще далек от совершенства. И Бог, вероятно, мне нужен даже больше, чем я думал». 

Иногда мы очень строги к себе, ставим себе планку: «Почему я еще не как святой Паисий Святогорец»? Почему сержусь и делаю то или другое?» Но я, как духовник, наблюдал духовную жизнь людей в течение многих лет и верю, что перемены обязательно произойдут. И произойдут они в человеке тогда, когда будет на то воля Божия.


Епископ Алексий (Трейдер) 


Перевела с английского Александра Калиновская 

Сайт: Ancient Faith