1669
Я был первым, кого направили в скит Сретенского монастыря. Мне доводилось быть там, в скиту, до того, как была восстановлена усадьба генерала Ермолова.
На месте здания под названием кордегардии были пустыри или старые домики, построенные в хаотичном порядке в течение ХХ века. А барская усадьба представляла собой Форт Боярд, как называли ее наши учащиеся интерната (мы в Михайловском районе организовывали детский лагерь), когда этот дом был разрушен. Они называли его «дом с привидениями», потому что у него не было окон и дверей, но имелся большой подвал, где жили на развалинах филины, ужасно кричавшие по ночам. Вот такое было сумрачное место, про которое ходило много неприятных пугающих слухов.
И потом, когда встала задача организовать там учебный процесс, основное здание все еще не было завершено. Все было на последних штрихах, не было дорожек между корпусами и уличного освещения. И поэтому в первые месяцы мы со студентами доводили какие-то работы до конца, чтобы обжиться и выстроить учебный процесс.
У нас не было системы дежурных помощников, а у меня было два замечательных помощника, о которых стоит сказать особо. Это прежде всего наш насельник монастыря иеромонах Севастиан и теперь уже иерей Владимир Хажомия, который тогда еще был просто выпускником московской духовной школы. И мы втроем должны были наладить учебный процесс и послушания.
Был взят курс на формирование атмосферы дружбы, чтобы студенты как можно теснее общались друг с другом. И передо мной, будущим казначеем, встала задача все обустроить максимально экономно. Поэтому все работы выполняли сами учащиеся. На окладе у нас был только завхоз Анатолий Николаевич – бывший украинский прапорщик с характерным акцентом, который постоянно жаловался, что студенты кидают стиральный порошок в стиральную машину, словно они трудятся на цементном заводе: загружают в большой контейнер, рассчитанный на 5–7 килограммов, две шелковые футболки и половину килограммовой пачки порошка.
На кухне трудились два повара. А всю остальную работу – в библиотеке, канцелярии – должны были выполнять студенты. И мне повезло с одним из будущих насельников нашего монастыря, который выполнял послушания медбрата как бывший фельдшер, он еще был бывшим медслужащим Российской армии, морским пехотинцем. Он понимал, что лучшее лекарство – ундевит, а если не помогает, еще есть йод и зеленка. И целый год студенты у нас не болели. Какое чудо произошло! Они понимали, что если заболеют и придут к медбрату, то там выбор лекарств небольшой. Так что друзья работали над своим здоровьем, занимались спортом и заботились о том, чтобы не болеть.Был взят курс на формирование атмосферы дружбы, чтобы студенты как можно теснее общались друг с другом
Поскольку кордегардия и остальные корпуса были только построены, то мы окунулись в мир дикой природы, к нам особенно в первую зиму забегало много мышей. Они были везде: бегали во всех подвалах, по крыше и даже в алтаре храма. Однажды мне пришлось совершать литургию в осеннюю пору, когда все мышки прибегали к нам погреться. И один мышонок вел себя, как в американском фильме: я стоял у жертвенника, он заполз на жертвенник, посмотрел на меня удивленно, что я здесь делаю, и решил экспроприировать у меня одну просфорку. Но, на горе ему, эту просфорку я держал в своих руках, я совершал из нее поминовение. Мышонок подбежал, видимо, соизмерил свои силы и почувствовал, что он со мной на равных. Тогда он ухватил эту просфорку с другой стороны и стал изо всех сил тащить ее в свои закрома, за жертвенник. Мы секунд двадцать с ним соревновались, и я понял, что это сильный противник. Но поскольку весовые категории у нас разные, то победил гуманоид. А несчастный мышонок остался без еды. Но, благо, студенты оставляли на улице много крошек, думаю, что голодным он не остался. Вот такая у нас была жизнь.
Птицы, как в фильме, пели. Очень много соловьев, которые пробуждаются в мае и целый месяц мешают учащимся спать, но их пение вдохновляет на учебный процесс.
А что касается строгих мер – их было немного. Существовали, конечно, правила. У ребят было достаточно много свободы, но все понимали, что этих правил нужно придерживаться. На всякий случай, беспокоясь об их физическом и духовном здоровье, я объехал все близлежащие магазинчики, где продаются напитки различной степени крепости, и попросил всех продавцов, в случае приобретения нашими студентами алкогольной продукции крепче пяти градусов, позвонить мне на мобильный телефон и сообщить приметы покупателя. А мы встретили бы такового с распростертыми объятиями при входе в академию. Слава Богу, не было ни одного такого прецедента! Мне никто не позвонил. Я сомневаюсь, что местные продавщицы покрывали студентов. Ведь через несколько месяцев все поняли, что главной их слабостью (вы сами потом прочитаете в этой книжке и сможете проверить, прав я или нет), были два вида продуктов питания: пепси-кола и чипсы. Но эту слабость уж мы им позволили.У ребят было достаточно много свободы, но все понимали, что правил нужно придерживаться
Тем, кто интересуется историей того места, где находится наш скит, рекомендую книгу Петра Федорова «Жемчужина Москвы и Рязани: Возрождение усадьбы Красное. Серафимовский скит Московского Сретенского монастыря».
Иеромонах Ириней (Пиковский)