1029
Святитель Афанасий Великий
Сын Божий сделался сыном человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами. Божиими.
*
Бог соделал, что телесное Его рождение указала звезда, потому что Слову, нисходящему с неба, надлежало иметь и знамение на небе, и рождающегося Царя твари должна была ясно познать вся тварь.
Преподобный Ефрем Сирин:
Неизреченно рождение Твое, Господи, никаким языком не может быть изглаголано; недомыслимо оно для Горних Ангелов, превыше всякой мудрости, неудобонизводимо во время и исчисление, неописуемо, неумопредставляемо. Да не дерзают же безрассудные входить в исследование о Твоем, всецело от всех сокрытом, рождении.
*
Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого.
*
Это день благоволения, да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником. Это день, в который ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это день, в который отверзлась дверь неба нашими молитвами; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий?.. Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому.
Святитель Амвросий Медиоланский:
Братия! Если сыны века сего, ради временной чести, встречают с таким приготовлением день рождения земного царя своего, то как должны мы сретать день рождения вечного Царя нашего Иисуса Христа, который за наше к Нему усердие наградит нас не временною, но вечною славою, и сподобит нас чести не земного начальства, переходящего к преемнику, но небесного царства, которое не имеет преемника? Каково же будет нам воздаяние, о сем говорит пророк: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).
Святитель Григорий Богослов:
Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс. 95: 1)! И скажу обоим в совокупности: «Да возвеселятся небеса, и да радуется земля» (Пс. 95: 11) ради Небесного, потом земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом – по причине греха, с радостью – по причине надежды. Бесплотный воплощается. Слово отвердевает. Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Сын Божий делается сыном человеческим; «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).
*
Как же Сын рожден?.. Не любомудрствуй о рождении Бога, потому что сие небезопасно. Ибо если знаешь свое рождение, то из сего не следует, что знаешь и Божие. А если не знаешь своего, так как тебе знать Божие? Ибо сколько Бог неудобопознаваем в сравнении с человеком, столько и горнее рождение непостижимее твоего рождения… Божие рождение да почтено будет молчанием! Для тебя важно узнать и то, что Сын родился. А как? Не согласимся, чтобы сие разумели и Ангелы, не только ты. Хочешь ли, объясню тебе, как родился? Как ведает сие родивший Отец и рожденный Сын. А что кроме сего, закрыто облаком и недоступно твоей близорукости.
Святитель Иоанн Златоуст:
Вследствие тесноты в жилищах Младенец по необходимости был положен в яслях. Это стеснение было делом Божиим, чтобы Человеколюбивый необходимо был положен в то место. Для чего Он устраивает это? Так как ясли – трапеза бессловесных, а человечество усвоило себе природу последних – «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 13), – то Он и полагает небесную пищу на трапезу неразумных животных, чтобы скотоподобные по душе, приходя к яслям, как к своей собственной трапезе, нашли здесь не скотский корм, но говорящего: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 48).
Святитель Димитрий Ростовский:
О дивный вертеп! Ты прекраснее теперь, когда вместил Христа, чем Эдем, в котором был Адам. Впрочем, зачем нам называть тебя раем, когда Церковь величает тебя самим Небом: «Небо – вертеп». Небо – престол Божий, но и в вертепе сидит Бог на Своем святом престоле – на руках Девы. Чем же вертеп теперь меньше Неба? Ведь где Бог, там и Небо. Об этом свидетельствует один предпраздничный трипеснец, читаемый на повечерии: «Окружаху, яко престол херувимский. Ангелы, ясли, вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце» (Служба предпразднества Рождества Христова). Обратим внимание на эти слова: «вертеп… Небо… лежащу в нем Владыце». Пока в вертепе не было Владыки Христа, вертеп был вертепом, но если лежит в нем Владыка Христос, вертеп уже не вертеп. Но что же? Он – Небо. Даже самые ангельские очи убедились в этом: «вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце».
Святитель Филарет Московский:
Слава Богу, явившемуся во смирении естества нашего, да явит нам образ смирения. Он явился в вертепе, чтобы мы были довольны кельей, в яслях, чтобы мы не требовали мягкого ложа, в пеленах, чтобы мы любили простую одежду; в несловесии младенческом, да будем, яко дети, простотою и незлобием и да не разрешаем языка нашего в празднословие.
Святитель Феофан Затворник:
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост – некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том Она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Это песнь Богу вочеловечившемуся, – Младенцу Христу, – воспетая сонмом Ангелов на земле, при Его рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры, и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне удивилось всякое естество ангельское. Вот тайна, воспетая Ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарен мир сначала в малом избранном стаде: в церкви Его, в Апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати или Церкви Его, распространившейся по всей земле.
*
Что же от нас, братия, требуется, чтобы воспользоваться всею благодатью, принесенной нам свыше на землю Сыном Божиим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца, общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, правдивость, простота и незлобие сердца. Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения, – вместо злата, ливана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу.
Подготовила Александра Калиновская